На главную Написать письмо
 
Наши партнеры



Мы в соцсетях





Опрос
Как часто вы ходите в библиотеку?
Ежедневно
Раз в неделю
Раз в месяц
Раз в год
Я не хожу в библиотеку

«Жить в согласии с природой…»

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, до­рогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш ве­чер необычный — он экологичес­кий и посвящен одной из самых актуальных тем — загрязнению планеты Земля.
ЧТЕЦ:
Чадят болота смрадные, Чернеет косогор, Картины безотрадные Наши замутнеют тор. И как-то трудно дышится. Среди угрюмых лиц, И песня уж не слышится Когда-то звонких птиц.
ВЕДУЩИЙ: Строки этого стихотворения иллюстрируют пе­чальную картину нашей жизни. С каждым днем нам труднее ды­шать, питаться и жить. Загрязня­ются воздух, водоемы, почва. Нас волнует мысль о том, как нам всем жить дальше и не болеть. Эти тяжелые раздумья привели нас к тому, чтобы провести этот экологический вечер.
Экологическая безопасность — защищенность населения, живот­ного и растительного мира, окружа­ющей природной среды в целом от последствий антропогенного воз­действия, а также стихийных бедст­вий и катастроф — важная часть общенациональной безопасности.

 

«Металлы и проблемы окружающей среды»

1. Назовите антропогенные ис­точники свинца. (Промышленные и бытовые сточные воды, выбросы автотранспорта, производство фотоматериалов, спичек, красок, аккумуляторов.)
2. Каковы токсические дейст­вия свинца? (Свинец — сильный яд. Захватывается белками эритроци­тов и поступает в плазму крови. Поражает печень, почки. Накапли­вается в костях. Угнетает генети­ческий аппарат клетки. Поража­ет слизистую полость рта, десны).
3. Каковы антропогенные ис­точники натрия? (Сточные воды автотранспортных предприятий.)
4. Как влияет избыток ионов натрия на организм человека? (Вызывает дисфункцию почек, на­рушает водный баланс, повышает свертываемость крови, вызывает сердечнососудистые заболевания.)
5. Назовите антропогенные ис­точники калия. {Выбросы авто­транспорта.)
6. К чему приводит повышение концентрации калия выше нор­мы? (К нарушению углеводного, жирового, белкового обмена, сни­жению иммунитета, к усилению двигательной активности, наруше­нию сердечнососудистой деятель­ности.)
7. Каковы антропогенные ис­точники серебра? (Выбросы авто­транспорта.)
8. Каково токсическое дейст­вие цинка? (Конкурирует с кальци­ем в качестве его аналога, понижа­ет его содержание в костях, нару­шает усвоение фосфора, вызывает ломкость костей.)
9. Что вызывает ванадий, попа­дая в виде пыли в легкие челове­ка? (Пневмосклероз, кожные высы­пания.)
10. Что происходит с организ­мом человека при хроническом воздействии соединений молиб­дена? (Ослабевает его иммунная защита, изменяется состав крови, возникают болезни органов пищева­рения (гастрит, холецистит), сердечнососудистой системы, снижа­ется емкость легких.)
ЧТЕЦ:
У всех людей одна планета:  И ветрам нет на ней границ.
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы безумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.

«Экология города»

1. В Московском Кремле с пер­вой половины XVI в. до 1830-х гг. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуа­рами. В этот же период наблюдал­ся высокий уровень детской смерт­ности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объ­ясните причины этих явлений. (Свинец, растворенный в водопро­водной воде, способен вызывать от­равления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.)
2. Почему лишайники называ­ют «индикаторами чистоты возду­ха»? (Лишайники очень чувстви­тельны к составу воздуха, а город не может похвастаться чистотой воздуха из-за большого количества выхлопных газов, поэтому лишай­ники широко распространены в при­роде, но почти не встречаются в городах.)
3. Что же является основным источником загрязнения атмо­сферы? (Вредные выбросы транс­порта и промышленные предприя­тия.)
4. Какие растения способству­ют очищению воздуха в городе? (Тополя и вязы.)
5. Не секрет, что сегодня водо­проводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипя­тят. Кто прав? (Водопроводную во­ду отстаивать нужно обязатель­но, независимо от того, будете ли вы ее кипятить или нет. При от­стаивании водопроводной воды в осадок выпадают нерастворимые частицы и улетучивается часть хлора.)
6. Почему бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку, на­бирая воду впрок? (В постоявшей сутки воде активно размножают­ся попавшие из воздуха микроорга­низмы. Поэтому в емкость, в кото­рой отстаивают воду, нужно класть серебро — ложку, вилку, кольцо и т. д. Ионы серебра эффек­тивно обеззараживают воду.)
7. Почему нельзя сжигать му­сор? {При сгорании пластмасс вы­деляются ядовитые вещества.)
ЧТЕЦ:
Я — любитель природы,
Ей служу что есть сил.
Чистый и прозрачный воздух
Нам, друзья, необходим.
Чистыми должны быть воды
Океанов, морей, рек.
И об этом должен помнить
Каждый умный человек.

«Экология дома»

1. Что с экологической точки зрения лучше иметь на кухне: вы­тяжку или   воздухоочиститель?
(Воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещест­ва. А при вентиляции вредные веще­ства, образующиеся при сгорании га­за и при приготовлении пищи, попа­дают в атмосферу и загрязняют ее.)
2. Можно ли использовать кондиционер как средство очист­ки воздуха в помещении? (Нет Так как кондиционер регулирует лишь температуру воздуха, но не изменяет его химический состав)
3. Полезно ли в быту использо­вать освежители воздуха? (Приме­нять их нужно осторожно, потому что у некоторых людей возможны I аллергические реакции.)
4. Какое растение более других способствует очищению воздуха в помещении? (Хлорофитум.)
5. С чем связана болезнь «син­дром больного здания»? (С загряз­нением воздуха внутри жилого по­мещения.)
6. Чем является табачный дым в жилых помещениях? (Безуслов­ным фактором канцерогенной опас­ности.)

«Нефтехимия и проблемы экологии»

1. Какие территории загрязне­ны нефтепродуктами?
2. Какой тяжелый металл сбрасывается в почву и воду при производстве нефтепродуктов? (Свинец.)
3. Какой оксид образуется при сгорании нефтепродуктов, содер­жащих серу? (Оксид серы (VI) ко­торый служит причиной возникно­вения кислотных осадков.)
5. Почему «черное золото» — нефть может принести большую беду  человечеству и  планете?
(Нефть, попавшая в воду, — бедст­вие глобального масштаба, затра­гивающее всю экосистему в целом).
6. Чему обязывает водителя за­кон «Об охране окружающей сре­ды» Российской Федерации? (Ре­гулировать двигатель на чистоту выхлопа. Недопустимо сливать от­работанный антифриз на землю и в канализацию. Смену масла следует производить на станциях техниче­ского обслуживания или в условиях, обеспечивающих сбор отработав­ших нефтепродуктов.)
7. Каков состав имеют выхлоп­ные газы от бензиновых и дизель­ных двигателей? (СО2, оксиды серы (VI), водород, кислород.)
9. К чему может привести уве­личение концентрации углекис­лого газа в атмосфере? (К интен­сивному осаждению на дне океана карбонатов кальция и магния, к снижению фотосинтеза.)
10. Возможно ли мирное сосу­ществование нефтехимии и окру­жающей среды? Какие для этого нужны условия?
11. Как же остановить прибли­жение глобальной экологической катастрофы? (Устанавливать ка­толические нейтрализаторы на го­родском транспорте, переводить автотранспорт на экологически чистое топливо, разрабатывать присадки к топливом и маслам, предусматривать зеленые насаж­дения на магистралях, предусмот­реть строительство автодорож­ных тоннелей для уменьшения коли­чества остановок и перекрестков, подземных гаражей и стоянок за пределами жилых массивов.)
12. Какими веществами загряз­няют воздух автомашины? (Угар­ный газ, оксиды серы и азота, аль­дегиды, углеводороды, аэрозоль свинца, соединения мышьяка.)
ЧТЕЦ:
Я — любитель природы
И хочу у вас узнать:
Может быть, автомобили
Нам пора в музей отдать?
Сдать пора в металлолом?
Ведь от них и пыль, и дым,
Газ угарный, вредный.
Новый транспорт нужен нам —
Чистый и безвредный.
ВЕДУЩИЙ: Обсуждение про­блемы загрязнения окружающей среды металлами показывает, что этот вид загрязнения наиболее опасен для биологических объек­тов. Металлы проявляют двойст­венную роль в природной среде в зависимости от концентрации. Завышенное и заниженное содер­жание их в организме вызывает различные болезни.

«Экология и здоровье человека»

1. Какую биологическую роль выполняет марганец в организме человека? (Марганец необходим для формирования соединительной ткани и костей, роста организма, функции центральной нервной сис­темы и эндокринных желез. Недо­статок марганца отрицательно сказывается на развитии костей. Содержание марганца в организме человека — 10 процентов.)
2. В каких процессах участвует медь в организме человека? (В процессах кроветворения.)
3. Почему, даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди ис­пользуют их при производстве сельскохозяйственной продукции и в пищевой промышленности? (Нитритные добавки — это способ подкрашивания, консервирования, улучшения мясопродуктов. Главная цель добавок — убить возбудителя ботулизма, вырабатывающего ток­син, смертельный для человека в ни­чтожных дозах.)
4. Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре? (При хранении банки окисляются, и в продукты поступают свинец и дру­гие окислы металлов.)
5. Может ли сахар вызвать диа­бет, кариес зубов, ожирение? (Вреден не сахар, а то количество, которое мы употребляем. Нужно употреблять больше фруктов, что­бы глюкоза поступала в организм, она необходима для строительства клеток и тканей тела, а продукты с высокой концентрацией сахара ограничивать в своем рационе, есть их редко, по праздникам.)
6. Почему фермеры применя­ют пестициды? (Ядохимикаты ис­пользуются для борьбы с вредителя­ми сельскохозяйственных культур.)
ЧТЕЦ:
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе —
Но со знаньем и умом.

«Экологические тесты»

(Ребята должны выбрать один пра­вильный ответ из нескольких предло­женных.)
1. Вырубка лесных массивов приводит к...
• увеличению видового разнооб­разия птиц;
• увеличению видового разнооб­разия млекопитающихся;
• уменьшению испарения;
• нарушению кислородного режима.
2. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь...
• парниковым эффектом;
• уменьшением объема вод;
• загрязнением водоемов;
• засолением почв.
3. Парниковый эффект возни­кает в результате накопления в ат­мосфере...
• угарного газа;
• углекислого газа;
• диоксида азота;
• оксидов серы.
4. Важная роль атмосферы за­ключается в том, что она защища­ет живые организмы от...
• резких колебаний температуры;
• канцерогенных веществ;
• радиоактивного загрязнения;
• возбудителей заболеваний.
5. От жесткого ультрафиолето­вого излучения живые организмы защищают...
• водяные пары;
• облака;
• озоновый слой;
• азот.
6. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
• желудочно-кишечного тракта;
• сердечнососудистой системы;
• кожи;
•органов дыхания.
7. При разрушении люминес­центных ламп выделяются опас­ные для здоровья ионы...
• ртути;
• свинца;
• кальция;
• кобальта.
8. Самыми распространенны­ми заболеваниями, которые воз­никают в результате ухудшения экологической обстановки, явля­ются...
• болезни опорно-двигательной системы;
• инфекционные болезни;
• сердечнососудистые и онкологические заболевания;
• болезни пищеварительного тракта.
9. Наибольшее количество ве­ществ, загрязняющих биосферу, приходится на...
• предприятия    химической    и угольной промышленности;
• сельское хозяйство;
• бытовую деятельность человека;
• транспортные средства.
10. Большую часть мусора, за­грязняющего Землю, составляет...
• пластмасса;
• стекло;
• металл;
• бумага.
11. Для того чтобы перерабо­тать пластмассу, ее необходимо...
• компостировать;
• сжечь при специальных условиях;
• переплавить;
• долго хранить, а затем сжечь.
12. Вредные выбросы сказыва­ют влияние...
• только на те регионы, где по­явилось загрязнение;
• на близлежащие регионы;
• только на районы в радиусе 500 км;
• все выше перечисленные вариан­ты и на любые территории, да­же значительно удаленные от места, где появилось загрязне­ние.
13. Первое место по суммарно­му объему выбросов вредных ве­ществ в атмосферу занимает...
• теплоэнергетика;
• нефтепереработка;
• газопереработка;
• автотранспорт.
14. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения...
• 10 лет;
• 20 лет;
• 50 лет;
• 100 лет и больше.
ЧТЕЦ:
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять,
Она, как мы, такая же — живая!

«Что это?»

(По предложенным описаниям необ­ходимо угадать, о чем идет речь.)
• Очень много игрушек сделано из нее. Бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. Предметы, изго­товленные из нее, мало весят. (Пластмасса).
• Его делают из песка. Чаще все­го оно прозрачное. Когда падает, оно разбивается. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тес­то. (Стекло.)
Это то, чего много в городе, но мало в деревне. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик. От этого люди болеют, много нерв­ничают, громко кричат, и этого становится еще больше. Его изда­ют оживленная городская улица, косилка для газонов, работающий мотоцикл, дрель. (Шум.)
• Этого почти не видно. Очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы. От этого у людей бывает астма, бронхит, рак. Это могут собрать на свои листья зеленые растения. В городе, где много этого, не рас­тут лишайники. (Газовые отходы.)
• Это получается, когда стано­вится старым или ломается. Мож­но увидеть везде — в городе, в де­ревне, даже вдоль дорог. Из этого можно сделать что-то новое. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. (Металлолом.)
• Всегда черного цвета. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики. Она вызывает у человека болезни, а одежда его де­лается грязной. Появляется при горении. (Сажа.)
ЧТЕЦ:
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в
них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою...
Большие дяди, взрослые
мужчины,
Храните речку светлую мою.
Э. Огнецвет
ВЕДУЩИЙ: Эта неделя в на­шей школе экологическая. Вам, ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше мусора будет в вашем дворе, око­ло подъездов, на вашей улице, в вашем городе, тем зеленее станут деревья, тем чище воздух. Сего­дняшний вечер я хочу закончить словами академика А. Несмеяно­ва: «... нужно учитывать, что хотя и наступила эра космических по­летов, жить нам и нашим потом­кам придется на Земле, которую с ее природой нужно беречь и любить».

«Экология города»

Вопрос: Охарактеризуйте экологиче­скую обстановку в своем городе. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природ­ной среды? Какие промышленные пред­приятия находятся в вашем мик­рорайоне и какими веществами они загрязняют окружающую среду?
Ответ. Полегаева Диана, школа №10 11 класс.
Усолье – один из наиболее загрязненных городов Иркутской области. История загрязнения воздуха в городе началась с постройки первого химического производства. («Химпром») Большую характеристику допустили проектировщики и строители в выборе площадки для строительства. Не учли самого главного – направление господствующих ветров и расстояния от завода до жилого массива. Все вредные выбросы по «розе ветров» идут на город. За ошибки, допущенные строителями, люди расплачиваются своим здоровьем. В воздухе постоянно присутствует тетраэтилсвинец, карбидная пыль, а также в довольно высоких концентрациях обнаруживается хлор, хлористый водород. «Химпром» остается мощным источником загрязнение реки Ангара.
Загрязняют природную среду и химфармкомбинат, завод горного оборудования, ФСК «Байкал», ТЭЦ-11 и другие предприятия нашего города. В атмосферу выбрасываются: зола, окислы серы, ртуть, сернистый ангидрид, окислы азота, уран, а также формальдегид – ядовитое вещество поражающее нервную систему человека. Промышленные отходы предприятий – металл, стекла, резина, древесная кора. В нашем городе остро стоят вопросы захоронения отходов градообразующего предприятия ООО «УсольеХимпром» и реконструкции очистных сооружений.

«Экология дома»

Вопрос: Охарактеризуйте экологиче­скую обстановку около дома, в квартире, на лестничных площад­ках. Как вы лично можете улуч­шить природную среду?
Гражданцев Михаил, школа №10, 11 класс.
Ответ. В настоящее время телевидение стало обыденным явлением повседневной жизни. Исследования последних лет свидетельствуют об отрицательном влиянии телевидения на здоровье людей. Больше всего при этом страдает нервная система, зрение и слух. В последние годы широкое распространение получили электроприборы, компьютеры, сотовые телефоны, которые являются мощными источниками электромагнитного излучения. Особенно неблагоприятно  электромагнитное  излучение влияет на аллергиков  и людей, страдающих сердечными заболеваниями.  В числе отдельных проявлений этих воздействий и раковые, и гормональные заболевания, и многое другое. Большой вред людям, живущим в газифицированных домах газовые  плиты. Также нужно уделять внимание выбору качественных стройматериалов для квартиры (линолеум, ДСП, пластиковые окна). Через окна и форточки весной и осенью врывается удушливый дым от горящей под окнами кучи прошлогодних листьев и травы. А вместе с дымом - все яды(от автомобильных выхлопов тоже) , что вобрали в себя деревья и трава, очищая городской воздух в течение всего лета. И считайте, что вам повезло, если в костер не попал пластиковый мусор. Главная составляющая дыма – моноокись углерода или угарный газ. В том числе соединения свинца, ртути и других тяжелых металлов. Неистребимым бедствием для усольчан являются мусорные контейнеры, которые также периодически горят
Особенно опасным для населения может явиться употребление в пищу овощей, плодов и ягод, выращенных на приусадебных участках, и картофеля на пустырях под высоковольтными линиями электропередач.

Список литературы

  1. Гора Е.В. экология человека: учебное пособие для вузов/Е.П Гора - М.: Дрофа, 2007.-540 с.
  2. Шаманский В.Ф. Усолье – Сибирское – Иркутск:  Вост. – Сиб. КН. Изд – во, 1994. – 220 с
  3. Лоис Мари Пеббс. Правда о диоксидах. – Иркутск: Байкальская Экологическая Война, 1998. -116 с.
  4. Почему нельзя сжигать мусор во дворе. – Иркутск: Байкальская Экологическая Война, 1998. – 6 стр. 
  5. Кузьменко Е.И., Шеховцов А.И., Савенкова Т.П. – экологич. оценка состояния загрязненной территории севера - вост. Части Усольск.р-не и г.Усолье – сибирское – Иркутск: изд-во ин-та географич. СО РАН., 1999 – 16 с.
  6. “Жить в согласии с природой…” Экологическая викторина //Читаем, учимся, играем. – 2006 - №11 – с.76

Календарь праздников



Юбилеи года



Читателям



Информация

Яндекс цитирования

 

2007-2017 © Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Усольская городская централизованная библиотечная система"