На главную Написать письмо
 
Наши партнеры



Мы в соцсетях





Опрос
Как часто вы ходите в библиотеку?
Ежедневно
Раз в неделю
Раз в месяц
Раз в год
Я не хожу в библиотеку

«Трасса мужества»

     В октябре в Центральной городской библиотеке прошел урок мужества, посвященный 75-летию открытия воздушной трассы «Аляска-Сибирь» в годы Великой Отечественной войны. На мероприятии присутствовали учащиеся старших классов школ города и учащиеся кадетского корпуса.

   Прошло 72 года после окончания Великой Отечественной войны, написано сотни книг, снято множество фильмов, но в истории войны есть ещё много секретной информации, о которой не знали, не писали, одна из них – создание воздушной трассы «Аляска-Сибирь», которая носила гриф «Совершенно секретно». На уроке мужества учащиеся узнали историю открытия этой трассы, историю закона военной помощи США (Ленд-Лиз). Соединённые Штаты Америки оказывали помощь конкретным странам, борющимся с фашизмом, поставляли боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, в том числе и в СССР. Существовало несколько трасс по поставке этой помощи, но фашисты периодически вычисляли и бомбили эти конвои, да и доставка груза длилась очень долго до ста дней, а для военного времени это было очень долго. В 1942 году, после полного разгрома немецкой авиацией Трансиранской трассы по поставке груза, Государственным комитетом обороны СССР было принято решение построить воздушную трассу через Чукотку, Магаданскую область, Якутию, Иркутскую область до Красноярска. И она была построена за очень короткие сроки, около 10 месяцев, а в мирное время потребовалось бы около 5 лет.  В нем принимали участие, как жители близлежащих деревень и поселков, так и заключенные ГУЛАГА. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полётные карты.

      Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске.

     Уже 29 сентября 1942 года первая партия самолетов отправилась с Американского аэродрома, Фэрбанкса до Красноярска. Иностранный бензин перемерзал, что препятствовало перегону самолетов, было принято решение применять для американских самолетов советский бензин. Усольский завод «Химпром» изначально предназначался для выпуска этиловой жидкости - это добавка в бензин для улучшения  работы автомобильных двигателей, она оказалась необходимой и для производственного авиационного бензина. Многие работники «Химпрома», были уверены, что эту жидкость поставляли именно на эту трассу, но так как трасса была секретной, то документов, удостоверяющих этот факт нет.

       На уроке мужества было рассказано, в каких тяжелых условиях перегоняли советские летчики самолеты. Летали часто при плохой видимости, перепаде температур, облака стояли слоем толщиною в несколько километров и не знали, что ждет по курсу. Даже профессионалы во время многочасовых перелетов, зная, что под ними необитаемые земли, горы, безлюдье, замерзая в кабинах при температуре минус 40, 50 и ниже, теряли самообладание, сбивались с маршрутов.

      На встречу были приглашены учащиеся из кадетского корпуса с руководителем музея кадетского корпуса Константиновой Валентиной Ильиничной, которые рассказали о своей исследовательской работе, посвященной этой трассе, о летчиках, погибших на этой трассе. Валентина Ильинична сделала обзор книг, которые были подарены их библиотеке о трассе «Аляска – Сибирь».

     На встречу был приглашен ветеран Великой Отечественной войны Аринкин Михаил Васильевич, который тоже поделился рассказом об этой трассе, а  руководитель центра военно-патриотического воспитания Сманцер Владимир Геннадьевич рассказал о поисковых отрядах Иркутской области, работающих в нашей области, о том, что за время существования трассы СССР потерял 44 самолета и 115 человек. Ребята, работающие в этих отрядах, нашли летчиков погибших на территории Иркутской области. Из 115 человек погибших,  15 – на территории Иркутской области: в 4-х могилах (Марково, Усть-Кут, Киренск) захоронены 11 человек. Останки 2-х летчиков не найдены (самолет упал в реку Лена) (А.В. Глушцов и В.С. Шевчук). Место захоронения одного летчика не установлено (предположительно, с места катастрофы тело было доставлено в Олеминск) (майор – П.Ф. Морозов). И еще один летчик (последний в списке потерь на территории Иркутской области) до сих пор числится пропавшим без вести (капитан – Г.П. Чуйко). Сейчас по всей трассе стоят обелиски в память о погибших.

    В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска - Сибирь прекратила свою деятельность. После войны многие остались в Якутии и составили костяк личного состава Якутского Управления гражданской авиации.

    За образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты - орденами и медалями.

    Воздушная трасса «Аляска-Сибирь» была настолько засекречена, что многие из тех, кто каждый день совершал подвиг, и рисковал своей жизнью, не смогли получить удостоверения ветеранов Великой Отечественной войны.

   Думается, что учащимся надолго останется в памяти интересный рассказ об исследовательской краеведческой деятельности, их сверстников, которые остаются не равнодушными к истории своего края и своей Родины.

 

Галина Ходатаева - заведующий сектором краеведения ЦГБ (12+)

 

 



Календарь праздников



Юбилеи года



Читателям



Информация

Яндекс цитирования

 

2007-2017 © Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Усольская городская централизованная библиотечная система"