На главную Написать письмо
 
Наши партнеры



Мы в соцсетях

Опрос
Как часто вы ходите в библиотеку?
Ежедневно
Раз в неделю
Раз в месяц
Раз в год
Я не хожу в библиотеку

"Светлана Алексиевич - лауреат Нобелевской премии"

«Используя свой уникальный творческий метод -
тщательно составленный коллаж человеческих голосов -
Алексиевич углубляет наше понимание всей эпохи»
Нобелевский комитет

Светлана Алексиевич - известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке, автор книг в жанре документальной прозы, переведённых в более чем 20 странах мира. Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в г. Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец - белорус, мать - украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину - в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями (прадед отца тоже был сельским учителем).

После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в г. Наровле (Гомельской области), еще в школе писала стихи и газетные заметки, надо было два года трудового стажа (как тогда требовалось), чтобы поступить в университет на факультет журналистики. В 1967 году стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в г. Минске. Во время учебы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.

После университета была направлена на работу в г.Береза Брестской области - в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе - еще колебалась: продолжить ли семейную учительскую традицию, заняться научной работой или стать журналистом? Но через год взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты». А еще через несколько лет - корреспондент, а затем заведующая отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).

Пробовала себя, в разных жанрах - рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я - из огненной деревни» и «Блокадная книга». В 1983 году была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась. В 1985 г. книга «У войны не женское лицо» - роман голосов женщин-фронтовичек о войне, которую никто не знал, которую мужчины не рассказали, вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в издательствах «Советский писатель», в «Роман-газете» и т.д. И в последующие годы, она переиздавалась многократно - общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.

С режиссером Анатолием Эфросом С артистами Омского театра

В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа - «Последние свидетели» (сто недетских рассказов). Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы». Женский взгляд на войну, детский взгляд на войну открыл целый материк новых чувств и идей.

В 1989 г. вышла книга «Цинковые мальчики» - книга о преступной афганской войне, которую десять лет скрывали от собственного народа. Чтобы написать эту книгу она четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан.

Кабул, 1988 год

В 1993 г. вышла книга «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах - о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.

В 1997 году С. Алексиевич закончила и опубликовала книгу «Чернобыльская молитва» (хроника будущего). Эта книга не о Чернобыле, как пишет сама автор, а о мире после Чернобыля. Как человек живет, обживает новую реальность, которая произошла, существует, но еще не осознана и не понятая. Люди, пережившие Чернобыль, люди, живущие после Чернобыля, добывают новое знание. Знание для всего человечества. Они уже живут после третьей мировой войны. После ядерной войны. Не случаен в этом смысле подзаголовок книги - хроника будущего.

«Если оглянуться назад; вся наша история - советская и постсоветская -- это огромная братская могила, море крови. Вечный диалог палачей и жертв. Вечные русские вопросы: что делать? И кто виноват? Революция, Гулаг, вторая мировая война и спрятанная от своего народа война в Афганистане, крах великой империи, под воду ушел гигантский социалистический материк, материк-утопия, а теперь новый вызов, космический вызов - Чернобыль. Вызов уже - всему живому. Все это - наша История. И это - тема моих книг. Мой путь... Мои круги ада... От человека к человеку...»

Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом — в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она - автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес.

Алексиевич называют «блестящим мастером художественно-документальной прозы». Осенью 2013 года вышла книга о том, как тяжело и болезненно переживается современниками падение советской эпохи. Как и все предыдущие книги Светланы Алексиевич, «Время «second-hand» (Конец красного человека)» – это собрание голосов, записанных автором в результате сотен встреч с нашими соотечественниками.

Пресс-конференция в Берлине, 10 октября 2015 год

В 2013 году считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе, однако премию получила писательница Элис Манро из Канады. В 2015 году Светлана все-таки получила премию с формулировкой «за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества» и стала первым нобелевский лауреатом в истории независимой Беларуси и первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе.

Премии и награды

Литературная премия имени Николая Островского (СССР) - 1984 год.
Литературная премия имени Константина Федина (СССР) - 1985 год.
Премия Ленинского комсомола (СССР) - 1986 год (за книгу «У войны не женское лицо»).
Премия Курта Тухольского (Швеция) -1996 год.
Премия «Триумф» (Россия) - 1997 год.
«Самый искренний человек года». Премия фонда «Гласность» (Россия) -1998 год.
Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание (Германия) - 1998 год.
Премия имени Гердера (Германия) - 1999 год.
Премия «Свидетель мира». Международное французское радио (Франция) - 1999 год.
Премия мира имени Э. М. Ремарка (Германия) - 2001 год.
Премия национального сообщества литературных критиков (США) - 2006 год.
Премия Рышарда Капущинского (Польша) - 2011 год.
Литературная премия Центральной и Восточной Европы «Ангелус»(Польша) - 2011 год.
Премия мира немецких книготорговцев (Германия) - 2013 год.
Лучшая книга года 2013 (Франция) - 2013 год.
Премия Медичи (Франция) - 2013 год.
Нобелевская премия по литературе - 2015 год.

Цитаты

«Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая. Так говорили древние» («У войны не женское лицо»)
«Человека в человеке немного - вот что я понял на войне» («Цинковые мальчики»)
«Нам всем казалось, что после войны, после такого человеческого страдания, моря слез будет прекрасная жизнь. Нам казалось, что все люди будут очень добрые, будут любить друг друга… Ведь у всех было такое великое горе. Оно нас братьями, сестрами сделало! Как мы ждали этот день… День Победы. И он действительно был прекрасен. Даже природа почувствовала, что в человеческих душах творилось. Но люди? Когда я сейчас вижу злых людей, вижу эгоистов, которые только для себя живут, я не могу понять: как же это случилось, как это произошло?» («У войны не женское лицо»)
«Хорошо, когда в доме есть старики. Когда они живы – мы еще дети…» («Последние свидетели»)
«В Москве на Девичьем поле на народные средства поставлен памятник медикам - героям Великой Отечественной войны. Ему бы из золота быть! Да, он и есть из золота, только другой пробы, самой высокой - из золота людской благодарности, людской памяти» («У войны не женское лицо»)
«Самая справедливая вещь на свете смерть. Никто еще не откупился» («Чернобыльская молитва»)
«Кухня у нас - это не только место для приготовления пищи, это и столовая, и гостиная, и кабинет, и трибуна. Место для коллективных психотерапевтических сеансов. В девятнадцатом веке вся русская культура жила в дворянских усадьбах, а в двадцатом - на кухнях» («Время «second-hand»)
«Штыком много чего можно сделать, но сидеть на нем неудобно» («Время «second-hand»)
«Я не могу найти у русских писателей рассказов о счастливой любви, все кончается или смертью, или ничем, очень редко - замужеством» («Время «second-hand»)
«Сейчас времени на чувства ни у кого нет - все деньги зарабатывают» («Время «second-hand»)
«Мужчины – они трусы! Бомж или олигарх - нет никакой разницы. На войну пойдут, революцию сделают, а в любви предадут» («Время «second-hand»)
«Все сегодня хотят говорить, но никто друг друга не слышит…» («Время «second-hand»)
«Коммунизм - как сухой закон: идея хорошая, но не работает» («Время «second-hand»)
«Из Афгана я вернулся, я знал - буду жить! А в Чернобыле все наоборот: убьёт именно тогда, когда ты - уже дома» («Чернобыльская молитва»)
«Прошлому вынесли приговор… Всей нашей жизни… Остался только Сталин… Архипелаг ГУЛАГ… А какие тогда были фильмы! Какие песни счастливые! Скажите: почему? Ответьте мне… Подумайте и ответьте… Почему сейчас таких фильмов нет? Таких песен нет? Человека надо поднять, воодушевить. Нужны идеалы… Тогда будет сильное государство. Колбаса не может быть идеалом, полный холодильник – не идеал. И мерседес - не идеал. Нужны сияющие идеалы! Они у нас были» («Чернобыльская молитва»)
«Война - это болото, легко влезть и трудно вылезти» («Время «second-hand»)
«Все кричат, что нужна национальная идея, а заполняют барахлом» («Время «second-hand»)
«Это не реактор взорвался, а вся прежняя система ценностей» («Чернобыльская молитва»)
«Народ - это караван верблюдов, который гонят плеткой...» («Время «second-hand»)
«Человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая одна только побеждает время» («У войны не женское лицо»)

(12+)

 



Читателям



Информация

Яндекс цитирования

 

2007-2019 © Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Усольская городская централизованная библиотечная система"