На главную Написать письмо
 
Наши партнеры



Мы в соцсетях

Опрос
Как часто вы ходите в библиотеку?
Ежедневно
Раз в неделю
Раз в месяц
Раз в год
Я не хожу в библиотеку

"Любовь и верность Муромских святых"

8 июля 2008 года в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля – День Петра и Февронии – уже давно считается счастливым для любви и для свадеб. Раньше на Руси был и красивый старинный обычай – праздновать помолвку в этот день.

Идея возродить древнюю традицию – отмечать День Петра и Февронии – родилась у жителей города Мурома, где в XIII веке княжили святые супруги. Они были образцом супружеской любви и верности, жили долго и счастливо и умерли в один день (эта известная многим фраза именно про них). Там же, в Муроме, на территории Свято-Троицкого женского монастыря покоятся чудотворные мощи святых Петра и Февронии, которые уже помогли многим верующим найти настоящую любовь, создать и сохранить семью, родить детей до этого бездетным парам. В монастыре даже ведут книгу, в которую записывают случаи чудесного исцеления.

Инициатива жителей Мурома об учреждении 8 июля праздника в День Петра и Февронии была поддержана Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и единогласно одобрена 26 марта 2008 года в Совете Федерации России. Идею праздновать День семьи, любви и верности поддержали все традиционные религиозные российские конфессии. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка, а центром празднования, конечно же, город Муром.

История праздника

Известно, что в летописях нет упоминания о князе Петре. Многие истории склонны отождествлять святых Петра и Февронию с летописным князем Давидом Юрьевичем и его женой. Давид правил в Муроме с 1205 года по 1228 год и был крещен в православие под именем Петра. А вот его жене фактически ничего неизвестно. К концу жизни муромский Давид ушел в монастырь. Некоторые истории полагают, что написавший повесть Ермолай-Еразм просто перепутал имена Давида и Петра при написании сказания через три столетия после описываемых событий.

В 1547 году русская православная церковь канонизировала Петра и Февронию. Через некоторое время после их какнонизации была написана знаменитая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Некоторые исследователи заявляют, что в этой повести соединены вместе сразу два сюжета: это сказка о мудрой деве и волшебное сказание об огненном змие.

История любви и счастья Петра и Февронии такова: больного князя привели к дочери деревенского бортника (пчеловода) Февронии. По сказанию, муромский правитель не мог ни сидеть и ни ходить. Писатель Ермолай-Еразм, написавший «Повесть о Петре и Февронии», добавляет эпичности в повествование: болезнь Петра вызвана противобрством с летающим змеем. Этого змея, якобы, в Муром послал сам дьявол. Змей мог принимать человеческий облик мужчин и прелюбодействовать с их женами. Князь Петр зарубил змея мечом, найденным в церкви. Однако, умиравший змей обрызгал князя кровью – на теле муромского правителя пошли язвы.

Тогда-то князь и познакомился с Февронией. Она поставила условие: «Женишься на мне – вылечу». Первоначально князь согласился, но потом передумал – не может быть, чтобы князья женились на дочерях бортника. Зажившие язвы по дороге в Муром снова открылись и воспалились. Князь вернулся к Февронии и женился на ней.

После свадьбы князь Петр убедился: жену Февронию ему послал Бог. Он считал ее очень мудрой женщиной, о чем свидетельствуют такие факты.

Однажды Петр дал Февронии пучок льна и попросил соткать ему рубаху. В ответ Феврония протянула мужу полено и попросила сделать ткацкий станок. Петр заявил, что такое невозможно. «Как и невозможно сшить рубашку из этого пучка льна», - ответила Феврония.

В другой раз князь Петр заметил, что Феврония после еды всегда смахивает в руку со стола крошки – так делалось в небогатой семье бортника. Князь попросил жену больше так не поступать. Однако, раскрыв ладонь благоверной супруги он увидел, что хлебные крошки превратились в благовонный фимиам. После этого случая Петр перестал испытывать жену.

Позже в Муроме подняли бунт бояре, которые возмущало наличие княгини-простолюдинки. Они потребовали, чтобы Феврония ушла из города одна. Либо князь Петр слагает свои полномочия. Феврония сказала, что никаких богатств ей не нужно, только одно – муж. Так князь и княгиня стали изгнанниками.

Плывя на корабле по Оке им повстречался попутчик вместе с женой. Он стал «смотреть на Февронию с плотским умыслом». Княгиня заметила это и приказала мужчине зачерпнуть воды с левого борта и выпить. А затем зачерпнуть воды с правого борта и тоже выпить. «Есть ил разница»,- спросила Феврония человека. «Нет», - ответил он. «Вода одинакова. И женское естество также одинаково. Зачем же, оставя свою жену, ты помышляешь о другой», - задала она ему вопрос.

Вскоре после схода изгнанников с корабля к ним пришли бояре из Мурома. Они пали на колени и попросили своего князя вернуться в Муром. Князь согласился. «Жили Петр и Феврония в любви и правили городом справедливо и долго», - гласит повесть. На скончании лет оба приняли монашеский постриг и ушли в разные монастыри встречать смерть.

Повесть гласит, что Петр и Феврония умерли в один день. Перед смертью они завещали похоронить их в одном гробу. Люди вытесали общий гроб, но решили, что хоронить в одном гробу не положено и положили князя и его княгиню в разные. На утро они увидели, что супруги лежат в одном гробу вместе. Больше разводить супругов не стали. Таким образом, даже после смерти два любящих супруга не оставили друг друга.

Люди издревле обращались к святым Петру и Февронии и просили помощи в семейных делах, удачи в любви и продолжения рода. Просили лада и спокойствия в доме. В России день Петра и Февронии Муромских отмечается как День семьи, любви и верности.

Обряды на любовь и счастье

С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет.

⇒ Хорошей приметой считалось празднование свадьбы в этот день. Это сулило молодым долгую и счастливую жизнь.
8 июля в России стал аналогом Дня всех влюбленных, который католики справляют 14 февраля. День Петра и Февронии празднуется как день влюбленных. В этот день принято молиться о семейном благополучии и мире в доме. Как правило, в этот праздник ходят в церковь всей семьей.
У иконы святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этих святым, их семейная жизнь налаживалась.
В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода.

Память о Петре и Февронии

Мощи святых покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме. В него и в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь приезжают паломники, чтобы помолиться Петру и Февронии, попросить у них совета и помощи.

В Екатеринбурге в сквере возле Храма-на-Крови, где была расстреляна семья Николая Второго, установлен памятник Петру и Февронии, святым покровителям всех влюбленных. В некоторых других городах тоже есть памятники или иные места, посвященные Петру и Февронии.

О жизни святых Петра и Феронии рассказывает древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» (сокращенное название) XVI века, написанная современником Ивана Грозного. Она была в дальнейшем многократно переписана. В дореволюционной России этот день считался праздником семьи, любви и верности. Затем о нем забыли до 2008 года, когда получил официальный статус всероссийский праздник «День семьи, любви и верности». В 2008 году был снят исторический фильм «Петр и Феврония. История вечной любви».

Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь — одна.
Мы негодуем иль играем,
Иль лжем — но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна — любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь… И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном — бесконечность,
Лишь в постоянном — глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа — верна,
И любим мы одной любовью…
Любовь одна, как смерть одна.
                                                   Зинаида Гиппиус

Академией национальной символики в 2007 году учрежден орден Святых Благоверных князей Петра и Февронии Муромских. По статусу «орден может быть пожалован гражданам, семьям и организациям России и зарубежных стран за вклад в укрепление института семьи, как признание их выдающегося служения семье, исполнения супружеского долга и подвига, совершенного во имя семьи» и имеет три степени в каждой из шести номинаций:

за гражданский подвиг в укреплении института семьи;
за воинский подвиг во спасение жизни и семьи;
за родительский подвиг;
за подвиг в ознаменование семейного долголетия;
за творческий подвиг в укреплении института семьи;
за подвиг материального вклада в укрепление института семьи.

Пожалованным орденом вручается:

Звезда ордена с наплечной орденской лентой (к I степени);
Знак ордена;
Фрачный (петличный) знак ордена;
Жалованная грамота.

Советуем прочесть

Сочинения Ермолая-Еразма : Повесть о Петре и Февронии Муромских / подготовка текста и коммент. Р. П. Дмитриевой; пер. Л. А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV-первая половина XVI века / вступ. статья Д. С. Лихачева; сост. и общая редакция Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. - М., 1984. - С. 626-647.

Повесть о житии новых Муромских святых чудотворцев, благоверного, и преподобного, и достойного похвалы князя Петра, названного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достойной похвалы княгини Февронии, названной в иночестве Евфросинией.

Данилова, Т. Н. Петр и Феврония : наша главная история любви / Т. Н. Данилова. - Москва: Вече, 2010. - 318 с.

«Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле, очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями», - писал митрополит Антоний Сурожский. Сегодня мы подошли к критической черте всеобъемлющего эгоизма и начинаем искать выход. Выход в любви. Настоящей. Где достойный пример? Где искать покровительства тем, кто хочет прожить достойную жизнь в браке? У святых Петра и Февронии Муромских. Только их в сонм святых привела любовь. Любовью они стали угодны Господу. Именно Петр и Феврония наполнили брак - таинство любви - конкретным содержанием. Как они смогли явить не только идеал семьи, но и правления, опережая время? Автор книги повествует о деяниях святых, устанавливает мотивы, приведшие к их канонизации. Прослеживает, как складывалась традиция их почитания на протяжении веков; а также по летописям прослеживает судьбы нескольких поколений потомков святых.

Ключевский, В. О.  Древнерусские жития святых как исторический источник / В. О. Ключевский. - М. : Астрель: АСТ, 2003. - 395 с. : ил.

Книга русского историка В.О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник», написанная в 70-е годы XIX века, и по сей день не утратила своего научного значения и представляет несомненный интерес для современного читателя. Ученый, исследовав жития, написанные в Северо-восточной Руси в XII-XVII веках, предложил методику, которой успешно пользовались и в дальнейшем для изучения народного быта, культурного и хозяйственного освоения русского Севера. Ключевский впервые в отечественной историографии дал подлинную оценку роли монастырей в колонизации русских земель, выявив ее вторичность. В издании частично сохранены орфография и пунктуация автора.

Опрышко, Надежда. Православные святые: почитание и прославление / Н. Опрышко. - Москва: Олма-пресс, 2002. - 191 с.

Православие за два тысячелетия развития христианства дало миру великое множество святых, которые деятельно служили Богу и ближним. В настоящее время общее количество причисленных к лику святых насчитывает несколько тысяч человек. В этой книге даны жития святых, особо почитаемых в народе.

Андрюшина, С. Два праздника, или разговор о любви / С. Андрюшина // Библиотека. - 2011. - №2. - С. 60-63

Виноградова, Л. День Петра и Февронии / Л. Виноградова // Клуб. - 2008. - № 7. - С. 33

Власов, В. Почему князь Петр женился на Февронии? / В. Власов // Вокруг света. – 1988. - № 4.

Герасимова, О. Рождении семьи / О. Герасимова // Работница. – 2011. - № 8.

Глухарева, Н. О Петре и Февронии / Н. Глухарева // Новая жизнь. - 2011. - № 54.

Дорожкина, Н. За любовь и верность / Н. Дорожкина // История (ПС). - 2009. - №11. - С. 20-26

Лященко, А. Праздник Петра и Февронии : каталог / А. Лященко ; Е. Щипкова // Народное творчество. - 2009. - № 4. - С. 2-4

Макарова, О. Легенды старинного города : путешествуя по муромским былям / Ольга Макарова ; Муромская библиотека № 4 (Владимирская область) // Библиополе. - 2013. - № 10. - С. 39-41 : фот.

Никольский, Е. В. Повесть о Петре и Февронии / Е. В. Никольский // Русская история. – 2009. - № 4.

Одесский, М. Святые Петр и Феврония Муромские / М. Одесский // Крестьянка. - 2008. - №10. - С. 92-95.

Павлова, Е. Память в камне и бронзе... / Е. Павлова // А почему?. - 2013. - № 7. - С. 31 .

Пётр и Феврония Муромские : каталог // Юный художник . - 2008. - № 9. - С. 6-9 : репродукции икон

Святые земли русской // Русская история. – 2011. - № 3.

Спорова, Е. Петр и Феврония Муромские в древнерусской литературе и живописи / Е. Спорова // Юный художник. – 1988. - № 2.

Степашин, С. Петр и Феврония: любовь по-русски / С. Степашин // Российская газета. - 2008. - 8 июля. - С. 1, 9.

Тайна Любви! Начало // Заря. – 2010. - № 5.

Третьякова, Л. История любви русских святых / Л. Третьякова // Крестьянка. – 2000. - № 6.

Шарова, Т. И. «Во городе, во Муроме» / Т. И. Шарова // Читаем, учимся, играем. - 2011. - № 2.

(12+)



Читателям



Информация

Яндекс цитирования

 

2007-2019 © Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Усольская городская централизованная библиотечная система"